10 июня музею Музею современного искусства «Гараж», созданному в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, исполняется десять лет. За это время институция стала первопроходцем во многих областях. Это был первый музей, который задумался о взаимодействии со зрительской аудиторией и запустил в 2009 году собственную образовательную прогамму. В 2012-м «Гараж» анонсировал одну из немногих в России грантовых программ для начинающих художников, год спустя открыл первую публичную библиотеку по современному искусству, а в 2015-м — стал первым музеем Москвы, в котором проводятся бесплатные экскурсии для посетителей с инвалидностью. Но главное достижение музея — это масштабные ретроспективы и премьерные показы работ художников, без которых понимание идей и задач современного искусства попросту невозможно. ELLE вспоминает десять мировых имен, которые открыл для Москвы «Гараж».
В 1988 году важнейший представитель московского концептуализма эмигрировал в США, где встретил будущую жену Эмилию, которая помогла ему в деле всей его жизни — создании жанра «тотальной инсталляции», работая в котором, художник создает для зрителя не один объект, а целое арт-пространство. Через год после открытия Центра современной культуры «Гараж», в 2009-м, Кабаковы привезли в Москву выставку «Московская ретроспектива» и показали инсталляции «Альтернативная история искусств» и «Красный вагон».
Первая московская выставка «В неведомый мир» от известнейшего мирового художника, ответственного за разработку живописи цветового поля, состоялась в «Гараже» в 2010 году и включала в себя 12 работ, в том числе его знаменитую картину «№ 12».
Один из самых ярких современных художников, чей перформанс 1976 года «Уста святого Фомы» ознаменовал начало «перформативного поворота» в искусстве, представила в 2010 году в «Гараже» свою самую большую на тот момент выставку «В присутствии художника» — в нее вошло около 50 работ, созданных за четыре десятилетия, и четыре живых реперформанса, в том числе знаменитая работа Imponderabilia, созданная совместно с художником Улаем (Уве Лайсипен).
Чешский кинорежиссер, сценарист и художник-сюрреалист, автор пугающих короткометражек о самых разных фобиях и маниях, продолжил исследование темных закоулков человеческой души на выставке «Кунсткамера Яна Шванкмайера» в 2013 году.
Выставка 2013 года «1+1=1» открыла для Москвы творчество пионера концептуального искусства, прославившегося многослойными и многосмысловыми работами с использованием изображений из рекламы, кино и образов массовой культуры, которые он дополнял остроумными комментариями собственного сочинения.
Две инсталляции японской художницы, показанные в рамках выставки «Теория бесконечности» — наполненная огнями зеркальная комната и замысловатое пространство в красно-белый горошек, — стали в 2015 году главными героями отечественного инстаграма. За эксцентричной картинкой стоит драматичная история: с ранних лет художницу преследовали галлюцинации, и она использовала психоделический орнамент в виде цветного «горошка», чтобы отвлечься от суицидальных мыслей.
Измена отца, разлад в семье и ранняя смерть матери пошатнули душевное равновессие Луиз Буржуа, что привело к попытке самоубийства и последовавшим за ней увлечением живописью, которое стало для нее самой настоящей арт-терапией. В 2016 году «Гараж» привез в Москву более 80 исповедальных работ художницы, показанных в рамках выставки «Структуры бытия: клетки», главным хитом которой стал гигантский паук — в основе скульптуры лежит образ матери, которая, по словам Буржуа, «была такой же умной, терпеливой, проницательной и полезной».
Масштабная выставка «След улитки» 2016 года открыла москвичам раннее творчество важнейшего героя московского концептуализма, являвшегося наряду с Ильей Кабаковым одним из главных представителей неофициального советского послевоенного искусства. С 1982 года художник живет и работает в Чехии.
Арт-критик Кельвин Томкинс высказался о 45-летнем швейцарском художнике таким образом: «искусство Фишера, как и его самого, легко запомнить, но трудно определить». В 2016 году «Гараж» предпринял попытку такого определения, показав выставку «Маленький топор» — она была приурочена к кодовщине переезда музея в здание бывшего-кафе «Времена года», реконструированного по проекту архитектора Рема Колхаса.
В прошлом году «Гараж» открыл для России японского художника, показав масштабную выставку «Будет ласковый дождь», которая состояла из пяти разделов, посвященных разным аспектам японской культуры и ее взаимодействию с западными течениями в искусстве. Проект побил все рекорды по посещаемости и упоминаниям в СМИ, а еще — закрепил за «Гаражом» статус главного в России «музея для инстаграма».
Подборка ELLE в честь 10-летнего юбилея главного российского Музея современного искусства