Новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.
Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.
Из истории русской балетной школы
Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.
Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.
В период правления Елизаветы Первой Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.
После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.
Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который внес свежую нотку с истинно русским духом.
Когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году. Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»
При Николае I – этот вид сценического мастерства продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.
После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.
Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.
Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.
В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.
В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.
Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.
В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.
Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.
Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.