Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

2018 – год русского балета

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. 

Новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.

Из истории русской балетной школы

Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

В период правления Елизаветы Первой Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который внес  свежую нотку с истинно русским духом.

Когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году. Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»

Развитие балета в России
Первая волна популярности российского балета пришлась на XIX век

При Николае I – этот вид сценического мастерства продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.

Деятель русского балета Сергей Дягилев
Сергей Дягилев и его парижские сезоны – важнейшая веха в развитии балета

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости
НОВИКОМ и лидеры транспортного машиностроения развивают сотрудничество НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» — центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) системно наращивает сотрудничество с ведущими предприятиями транспортного машиностроения. Важным этапом этой работы для банка стало участие в международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо», который прошел в Санкт-Петербурге.В рамках деловой программы выставки заместитель Председателя Правления Алексей Кузнецов и старший вице-президент банка Саид Аминов провели рабочие встречи с руководством АО «ТМХ городской транспорт», АО «Метровагонмаш» (входят в ТМХ) и А
НОВИКОМ организовал выпуск ЦФА для ГТЛК на 3,3 млрд руб. НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» - центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) выступил организатором выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА) Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Объем выпуска составил 3,3 млрд рублей.Ставка процентного дохода определена на уровне ключевой ставки Банка России плюс 2,5% годовых с ежемесячной выплатой дохода. Срок обращения – 2 года, дата погашения – 17 августа 2027 года. Вторичное обращение выпуска разрешено начиная со дня, следующего за днем размещения. Размещение прошло на платформе АКБ &
Как копят зумеры и миллениалы: исследование КАПИТАЛ LIFE Ко Дню знаний страховая компания КАПИТАЛ LIFE (ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни») изучила портфель 654 тыс. договоров накопительного страхования жизни (НСЖ) и выяснила, как копят представители разных поколений, включая молодёжь: зумеров (поколение Z, 2000–2011 г.р.) и миллениалов (поколение Y, 1984–2000 г.р.).Как показало исследование, доля молодых поколений – зумеров и миллениалов – составляет 22% среди всех клиентов по программам НСЖ. Интересно, что доля мужчин в общем количестве застрахованных по НСЖ зумеров достигает 46%, в то время как по другим поколениям эта доля чуть бол
Инвестиционные платформы станут поставщиками стартапов для крупных корпораций Директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (АОИП) Кирилл Косминский принял участие в Панельной дискуссии «Поиск стартапов крупными корпорациями», которая состоялась 29 августа на полях Сибирской венчурной ярмарки. Это значимое событие в сфере венчурных инвестиций в инновации проходит в Новосибирске в рамках XII Международного форума технологического развития «Технопром-2025».Основной целью дискуссии стало обсуждение инструментов и механизмов подбора крупными корпорациями и институтами развития перспективных технологических проектов в стадии стартапов, которые, с одной стороны, обес
Все корпоративные новости »