Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

Мультимедиа Арт Музей представил редкие фронтовые кадры

«Зачем война? Зачем всё это нужно было?»

 

Одно дело читать о войне, совсем иное – видеть ее. Пусть даже глазами очевидчев – фотографов, которые прошли Великую Отечественную вместе с солдатами. Визуальная летопись ВОВ дает нам шанс понять и осмыслить то тяжелое время, чтобы, возможно, лучше понять свое. Увидеть войну через призму объективов свидетелей событий позволит онлайн-проект Мультимедиа Арт музея «Наша Победа — 75», который стартует 9 мая и продлится до 24 июня – дня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Накануне старта проекта мы публикуем несколько уникальных историй и кардов, которые музей предоставил специально для «МК».

Мультимедиа Арт Музей представил редкие фронтовые кадры

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Керчь. Январь 1942. Из собрания МАММ/МДФ.
 
 
 

  Визуальная летопись, собранная МАММ, представит публике 75 видеороликов, созданных на основе фронтовых фотографий, 25 фотовыставок, небольшие фильмы, посвященные военным фотографам, выжимки из кинохроники военных лет, а так же снимки из семейных архивов времен ВОВ. Здесь стоит отметить, что важной частью проекта стал поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий. О некоторых снимках до сих почти ничего не известно, под другими значится только имя и фамилия автора. Война унесла миллионы жизней, но важно сохранить память: каждый военный фотограф — как и каждый солдат, сражавшийся на фронте, — не может и не должен быть забыт. 

 

  Здесь мы представляем несколько фотографий и историй, которые были восстановлены и опубликованы спустя годы после окончания войны.

«Горе» с отсрочкой

Во время Керченско-Феодосийской десантной операции, советские войска на краткое время освободили от захватчиков Керченский полуостров. 30 декабря 1941 года они обнаружили Багеровский ров, место расстрела немецкими оккупантами нескольких тысяч мирных жителей. Уже через несколько дней на место прибыли следователи и фотожурналисты, заставшие душераздирающую картину того, как убитые горем местные женщины разыскивают родных среди лежащих в снегу трупов.

Большинство фронтовых снимков Дмитрия Бальтерманца были впервые напечатаны только во время хрущевской оттепели. Именно тогда к фотографу приходит мировое признание: в частности, в 1964 году открывается персональная выставка Бальтерманца в Лондоне, а в 1965-м — в Нью-Йорке.

Приехавший в Москву в 60-х годах итальянский фотограф Кайо Гарруба нашел забытую съемку и уговорил Бальтерманца показать её на выставке «Что такое человек?». Вместе они придумали фотографии ёмкое название — «Горе». Однако, свой окончательный вид легендарный снимок приобрел даже позже, в 1975 году, когда Бальтерманц добавил на него тяжелые облака с другого кадра. Тогда же снимок был впервые показан в СССР.

 

Дмитрий Бальтерманц. Чайковский. Германия. 1945. Собрание МАММ.
 

 

Случайный «Чайковский»

Как и многие великие снимки, эта фотография обязана своим появлением случаю. Дмитрия Бальтерманца, сопровождавшего советские войска в Германии, попросили сделать несколько снимков солдат, чтобы тем было, что отослать домой. В полуразрушенном доме они нашли чудом уцелевшее пианино и один из солдат начал что-то наигрывать. Фотограф на всякий случай сделал кадр и вместе с ребятами пошел подыскивать более «героический» фон. Неизвестно, сохранились ли те «героические» снимки, однако «Чайковский» стал одной из самых знаменитых военных фотографий ХХ века — несмотря на то, что сам фотограф распознал величие снимка спустя почти десятилетие спустя после создания, пересматривая свои архивные пленки в середине 50-х.

 

Эммануил Евзерихин. Сталинград, 1942. Из собрания МАММ).
 

 

«Бармалей» на руинах

Этот снимок был сделан Эммануилом Евзерихиным 23 августа 1942 года в Сталинграде, после очередного налета немецкой авиации. На фоне догорающих руин города мы видим покрытый пеплом фонтан со сценкой из знаменитой стихотворной сказки «Бармалей» Корнея Чуковского:

 

Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра:

„Ты нас, Ты нас

От смерти спас,

Ты нас освободил.

 

Ты в добрый час

Увидел нас,

О добрый

Крокодил!“

Фотография тут же разлетелась по всему миру, а сам фонтан стал одним из самых ярких антивоенных символов ХХ века. Его образ можно встретить не только в фильмах, посвященных Второй Мировой («Враг у ворот» и «Сталинград»), но и в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика или в культовой антиутопии «V — значит вендетта», в которых он иллюстрирует бессмысленность и жестокость любого военного конфликта.

 

Е. Халдей. После авианалета. 1942. Из собрания МАММ.
 

  Разговор в Мурманске, нелетевший до Берлина

Об этом снимке Евгений Халдей рассказывал в своей книге «От Мурманска до Берлина» (Мурманское книжное изд-во, 1979 г.): «В июне 1942 г. фашисты решили сжечь Мурманск дотла. Более чем наполовину деревянный, город, на который были сброшены тысячи зажигательных и фугасных бомб, горел. В огне гибли люди, дома.

 

 Тогда, в июне 1942 г., я встретил там старую женщину. Она несла деревянный чемодан — все, что осталось от домашнего очага. Я сфотографировал её. Женщина опустила свой чемодан, присела на него и с укоризной говорит: «Что ж ты, сынок, фотографируешь моё горе, наше несчастье? Вот если б сфотографировал, как наши бомбят Германию!». Мне стало неловко. «Да, мамаша, – сказал я, – вы правы, конечно. Но, наверное, доведется сделать и такой снимок».

     Прошло ещё три года войны, и в мае 1945 г. на улицах Берлина среди руин я увидел старую женщину — и вспомнил ту, в Мурманске, и тот разговор. 

 Я подошел к немецкой женщине, спросил, кто она и куда идет. Она ответила: «Я уже не знаю, кто я и куда иду, и ничего у меня не осталось кроме того, что на мне… А был дом, и семья была. Все это было. А теперь нет ничего». Потом, прощаясь, спросила: «Зачем война? Зачем всё это нужно было?».

75 лет Победы. Хроника событий

Мария Москвичева МК RU

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости
НОВИКОМ разместил средства Фонда гарантийной поддержки Рязанской области НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» – центр компетенций финансовых услуг государственной корпорации Ростех) разместил на депозитные счета временно свободные средства Фонда гарантийной поддержки Рязанской области. Сделка поможет сохранить и приумножить активы фонда, а полученный доход будет направлен на реализацию программ господдержки предпринимателей региона.НОВИКОМ в Рязани работает более двух лет и за это время смог настроить взаимодействие как с крупными концернами региона, так и с предприятиями малого и среднего бизнеса, входящими в цепочку кооперации промышленных гигантов. Устойчивое
Креативный девелопмент в фокусе внимания Ассоциации краудфандинга 3 июля 2025 года в Москве прошёл Федеральный интеграционный форсайт-форум «Российский креативный девелопмент 2025. Инфраструктура для жизни», организованный Советом по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Ассоциацией деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер».По приглашению организаторов в качестве эксперта в форуме принял участие директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Краудфандинга) Кирилл Косминский. В фокусе внимания участников форума – устойчивое развитие городских территорий, введение философии креативного
BSS показала, как Agentic AI превращает контакт-центр в драйвер роста бизнеса BSS собрала на закрытом бизнес-ужине лидеров ритейла, медицины и страхования для обсуждения трансформации клиентского сервиса через Agentic AI.Компания BSS провела закрытый бизнес-ужин с участием ведущих экспертов в области искусственного интеллекта и представителей ключевых отраслей экономики — ритейла, медицины и страхования. Участники встречи обсудили актуальные тренды в клиентском обслуживании и возможности внедрения передовых технологий на основе Agentic AI. Главной темой мероприятия стало рассмотрение того, как подход Agentic AI революционно меняет роль контакт-центров. Как из к
НОВИКОМ наградил изобретательницу на форуме «Инженеры будущего» НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» – центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) вручил премию «Инженерный авангард» талантливой изобретательнице из концерна «Созвездие» холдинга «Росэл». Награждение состоялось в рамках церемонии закрытия молодежного форума «Инженеры будущего – 2025», партнером которого выступает банк Ростеха.Обладателем премии «Инженерный авангард» стала Екатерина Артемова, начальник сектора научно-технического центра АО «Концерн «Созвездие». Екатерина Артемова — соавтор инновационного метода моноимпульсного пеленгования
Все корпоративные новости »