Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

Мультимедиа Арт Музей представил редкие фронтовые кадры

«Зачем война? Зачем всё это нужно было?»

 

Одно дело читать о войне, совсем иное – видеть ее. Пусть даже глазами очевидчев – фотографов, которые прошли Великую Отечественную вместе с солдатами. Визуальная летопись ВОВ дает нам шанс понять и осмыслить то тяжелое время, чтобы, возможно, лучше понять свое. Увидеть войну через призму объективов свидетелей событий позволит онлайн-проект Мультимедиа Арт музея «Наша Победа — 75», который стартует 9 мая и продлится до 24 июня – дня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Накануне старта проекта мы публикуем несколько уникальных историй и кардов, которые музей предоставил специально для «МК».

Мультимедиа Арт Музей представил редкие фронтовые кадры

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Керчь. Январь 1942. Из собрания МАММ/МДФ.
 
 
 

  Визуальная летопись, собранная МАММ, представит публике 75 видеороликов, созданных на основе фронтовых фотографий, 25 фотовыставок, небольшие фильмы, посвященные военным фотографам, выжимки из кинохроники военных лет, а так же снимки из семейных архивов времен ВОВ. Здесь стоит отметить, что важной частью проекта стал поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий. О некоторых снимках до сих почти ничего не известно, под другими значится только имя и фамилия автора. Война унесла миллионы жизней, но важно сохранить память: каждый военный фотограф — как и каждый солдат, сражавшийся на фронте, — не может и не должен быть забыт. 

 

  Здесь мы представляем несколько фотографий и историй, которые были восстановлены и опубликованы спустя годы после окончания войны.

«Горе» с отсрочкой

Во время Керченско-Феодосийской десантной операции, советские войска на краткое время освободили от захватчиков Керченский полуостров. 30 декабря 1941 года они обнаружили Багеровский ров, место расстрела немецкими оккупантами нескольких тысяч мирных жителей. Уже через несколько дней на место прибыли следователи и фотожурналисты, заставшие душераздирающую картину того, как убитые горем местные женщины разыскивают родных среди лежащих в снегу трупов.

Большинство фронтовых снимков Дмитрия Бальтерманца были впервые напечатаны только во время хрущевской оттепели. Именно тогда к фотографу приходит мировое признание: в частности, в 1964 году открывается персональная выставка Бальтерманца в Лондоне, а в 1965-м — в Нью-Йорке.

Приехавший в Москву в 60-х годах итальянский фотограф Кайо Гарруба нашел забытую съемку и уговорил Бальтерманца показать её на выставке «Что такое человек?». Вместе они придумали фотографии ёмкое название — «Горе». Однако, свой окончательный вид легендарный снимок приобрел даже позже, в 1975 году, когда Бальтерманц добавил на него тяжелые облака с другого кадра. Тогда же снимок был впервые показан в СССР.

 

Дмитрий Бальтерманц. Чайковский. Германия. 1945. Собрание МАММ.
 

 

Случайный «Чайковский»

Как и многие великие снимки, эта фотография обязана своим появлением случаю. Дмитрия Бальтерманца, сопровождавшего советские войска в Германии, попросили сделать несколько снимков солдат, чтобы тем было, что отослать домой. В полуразрушенном доме они нашли чудом уцелевшее пианино и один из солдат начал что-то наигрывать. Фотограф на всякий случай сделал кадр и вместе с ребятами пошел подыскивать более «героический» фон. Неизвестно, сохранились ли те «героические» снимки, однако «Чайковский» стал одной из самых знаменитых военных фотографий ХХ века — несмотря на то, что сам фотограф распознал величие снимка спустя почти десятилетие спустя после создания, пересматривая свои архивные пленки в середине 50-х.

 

Эммануил Евзерихин. Сталинград, 1942. Из собрания МАММ).
 

 

«Бармалей» на руинах

Этот снимок был сделан Эммануилом Евзерихиным 23 августа 1942 года в Сталинграде, после очередного налета немецкой авиации. На фоне догорающих руин города мы видим покрытый пеплом фонтан со сценкой из знаменитой стихотворной сказки «Бармалей» Корнея Чуковского:

 

Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра:

„Ты нас, Ты нас

От смерти спас,

Ты нас освободил.

 

Ты в добрый час

Увидел нас,

О добрый

Крокодил!“

Фотография тут же разлетелась по всему миру, а сам фонтан стал одним из самых ярких антивоенных символов ХХ века. Его образ можно встретить не только в фильмах, посвященных Второй Мировой («Враг у ворот» и «Сталинград»), но и в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика или в культовой антиутопии «V — значит вендетта», в которых он иллюстрирует бессмысленность и жестокость любого военного конфликта.

 

Е. Халдей. После авианалета. 1942. Из собрания МАММ.
 

  Разговор в Мурманске, нелетевший до Берлина

Об этом снимке Евгений Халдей рассказывал в своей книге «От Мурманска до Берлина» (Мурманское книжное изд-во, 1979 г.): «В июне 1942 г. фашисты решили сжечь Мурманск дотла. Более чем наполовину деревянный, город, на который были сброшены тысячи зажигательных и фугасных бомб, горел. В огне гибли люди, дома.

 

 Тогда, в июне 1942 г., я встретил там старую женщину. Она несла деревянный чемодан — все, что осталось от домашнего очага. Я сфотографировал её. Женщина опустила свой чемодан, присела на него и с укоризной говорит: «Что ж ты, сынок, фотографируешь моё горе, наше несчастье? Вот если б сфотографировал, как наши бомбят Германию!». Мне стало неловко. «Да, мамаша, – сказал я, – вы правы, конечно. Но, наверное, доведется сделать и такой снимок».

     Прошло ещё три года войны, и в мае 1945 г. на улицах Берлина среди руин я увидел старую женщину — и вспомнил ту, в Мурманске, и тот разговор. 

 Я подошел к немецкой женщине, спросил, кто она и куда идет. Она ответила: «Я уже не знаю, кто я и куда иду, и ничего у меня не осталось кроме того, что на мне… А был дом, и семья была. Все это было. А теперь нет ничего». Потом, прощаясь, спросила: «Зачем война? Зачем всё это нужно было?».

75 лет Победы. Хроника событий

Мария Москвичева МК RU

Контакты для прессы

Тел./факс: +7 (495) 708-32-81
E-mail: reclama@tpnews.ru

 

Корпоративные новости
Роль краудфандинговых платформ в деле развития промышленности обсудили на технологическом конгрессе Директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциации краудфандинга), председатель комиссии по финансовым технологиям, платформам и маркетплейсам Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Кирилл Косминский принял участие в расширенном заседании Совета на тему «Платформенные решения кооперации и финансирования инвестиционных проектов промышленно-технологического развития».Заседание состоялось в рамках первого дня работы «Международного технологического конгресса 2025», проходящем в Подмосковье, в парке «Патриот» 16-18 сентября 2025 го
НОВИКОМ: участие в Программе долгосрочных сбережений позволяет увеличить накопления за счет государства Старший вице-президент банка НОВИКОМ (входит в холдинг «РТ-Финанс» — центр компетенций финансовых услуг Госкорпорации Ростех) Максим Розов рассказал агентству ТАСС о ключевых преимуществах программы долгосрочных сбережений (ПДС). Разработанная Минфином и Банком России программа позволяет гражданам увеличить личные накопления за счет софинансирования государства, инвестиционного дохода и налогового вычета. На сегодняшний день ПДС выбрали уже более 6 миллионов россиян.По словам старшего вице-президента НОВИКОМа, уникальность ПДС заключается в совмещении сразу нескольких механизмов: софинансиров
CNews Analytics: BSS третий год подряд в десятке крупнейших поставщиков ИИ-решений в России Компания BSS подтвердила звание одного из крупнейших игроков российского рынка ИИ-решений по версии CNews Analytics. Лидерство BSS обусловлено развитием речевой платформы, инструментария для создания AI-агентов и интеграции GPT-моделей.CNews опубликовал рейтинг крупнейших игроков рынка ИИ-решений в России на основе выручки от ИИ-проектов за 2024 г. Среди них — компания BSS, которая третий раз подряд входит в топ-10 рейтинга. BSS демонстрирует стабильное лидерство благодаря фокусу на генеративные нейросети, агентский ИИ, мультиагентные системы и интеграцию всех речевых сервисов между собо
Российские венчурные игры прошли с участием Ассоциации краудфандинга Директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ (Ассоциация краудфандинга) Кирилл Косминский принял участие в работе жюри Российских венчурных игр - РВИ. Битва студенческих стартапов под эгидой Daily Challenge прошла 12 сентября 2025 года в Российской государственной библиотеке. Авторы проектов соревновались за главный приз в несколько десятков миллионов рублей.В прошедшем в начале сентября этапе РВИ принимали участие претенденты на призовое финансирование своих проектов в области технологий для креативных индустрий. Соискатели, эксперты и аналитики смогли окунуться в визионерский мир в
Все корпоративные новости »